1.1.9. Бюджетная политика
Бюджетный процесс в городе Курске упорядочен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Курского городского Собрания от 21.11.2006 г. № 273-3-РС (в ред. от 15.05.2008 г.) «О бюджетном процессе в городе Курске».
Бюджетная политика Администрации города Курска определяется исходя из возможностей утвержденного бюджета города на соответствующий год. Доходная часть бюджета города формируется за счет:
— налоговых поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами в соответствии с нормами отчислений, установленными законодательством Российской Федерации и Курской области;
— неналоговых доходов, включающих: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в виде арендной платы; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
— безвозмездных поступлений, включающих перечисления в виде финансовой помощи из областного бюджета (в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных безвозмездных перечислений).
Исполнение бюджета города по доходам за 2007 год составило 3849,1 млн. руб., в том числе собственные доходы — 2439,9 млн. руб., безвозмездные поступления – 1409,2 млн. руб. Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов занимают налоговые доходы — 72 %; 28 % приходится на неналоговые доходы.
Исполнение собственных доходов за 2007 год составило 104,9 % к утвержденным годовым назначениям (2325,8 млн. руб.).
Налоговый потенциал бюджета города в основном формируется за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, объем поступлений которых в общей сумме налоговых доходов в 2007 году составил 46,4 %, 36,2 % и 13,2% соответственно.
По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы (без безвозмездных поступлений) бюджета города Курска в 2007 году возросли на 69,7 %, или на 997,5 млн. руб. руб., что обеспечено, в основном, ростом объема поступлений земельного налога (в 3,3 раза), налога на доходы физических лиц (на 35,2 %), а также ростом поступлений от продажи материальных и нематериальных активов (в 3,1 раза).
Рост поступлений земельного налога в 2007 году связан с увеличением с 1 января 2007 года кадастровой стоимости объектов налогообложения в среднем в 2,8 раза в соответствии с постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 г. № 234 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области»; налога на доходы физических лиц — с ростом заработной платы, в том числе работников бюджетных учреждений.
В то же время, увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу привело к несвоевременному исполнению обязательств рядом хозяйствующих субъектов и росту задолженности по данному доходному источнику перед бюджетом города Курска.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный налог должен взиматься с фактически используемых земельных участков (в том числе и тех, права на которые не оформлены), однако, согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. В результате после введения с 1 января 2006 года на территории города Курска земельного налога из-под налогообложения выпали фактически используемые земельные участки, документы на которые не оформлены. Данная ситуация существенно не изменилась и до настоящего времени.
В связи с этим эффективная мобилизация земельного налога связана, в первую очередь, с оформлением прав собственности на землю.
План поступлений налога на имущество физических лиц в бюджет города Курска за 2007 год, определенный в сумме 25,7 млн. руб., выполнен на 91%. Причиной невыполнения является отсутствие законодательно закрепленной обязанности правообладателя о постановке на учет объектов налогообложения (жилых домов, дач, квартир, гаражей) в органах технической инвентаризации. За последние три года сведения о большинстве зарегистрированных прав на эти объекты не попали в базу данных Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», в результате чего налоговые органы не могут направить всем собственникам имущества налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц.
Помимо изложенного, одной из проблем, влияющих на полноту привлечения налогоплательщиков к уплате налога на имущество физических лиц, является отсутствие регистрации построенных и фактически эксплуатируемых частных домов и коттеджей. Это объясняется тем, что действующим законодательством не установлены сроки, в которые застройщик обязан оформить право собственности на завершенный строительством жилой объект.
В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (46,9 % от общего объема неналоговых поступлений) и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (46,2 %).
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов получены, в основном, за счет реализации 51 объекта муниципальной собственности. Однако поступления по указанному доходному источнику имеют ограничения в связи с уменьшением количества объектов муниципальной собственности, подлежащих реализации. Так, в план (программу) приватизации муниципального имущества города Курска на 2008 год включено только 37 таких объектов.
Следует отметить, что увеличение количества реализуемых объектов муниципальной собственности, в свою очередь, приводит к снижению поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. Так, поступления от аренды имущества в 2007 году составили 108,8 млн. руб., что превышает уровень 2006 года на 6,1 млн. руб., при этом более 25,0 млн. руб. получено за счет увеличения базовой ставки арендной платы в отчетном году.
В целях взыскания в полном объеме поступлений арендных платежей в бюджет города в 2007 году в Арбитражный суд Курской области подано 34 исковых заявления о взыскании задолженности по арендной плате.
Основные направления расходования средств бюджета города Курска — социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, социальное обеспечение населения) и жилищно-коммунальное хозяйство. Исполнение бюджета города Курска по расходам за 2007 год составило 3582,3 млн. руб. В 2007 году на социальную сферу было выделено 1983,3 млн. руб., жилищно-коммунальное хозяйство — 1086,3 млн. руб. Удельный вес расходов на социальную сферу составил 55,4 %, жилищно-коммунальное хозяйство – 30,3 % от общего объема расходов.
Около 40 % в расходах бюджета города составляют расходы на выплату заработной платы с начислениями. Вместе с тем, за указанный период наблюдается положительная тенденция к увеличению удельного веса расходов бюджета города, направляемых не на текущие расходы, а на расходы капитального характера, в том числе на приобретение имущества, строительство объектов социально-культурного и коммунального назначения.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, реформирование бюджетного процесса, начиная с 2008 года, направлено не только на обеспечение целевого использования бюджетных средств, но и на повышение эффективности управления бюджетными средствами и качество принимаемых решений при их использовании.
Одним из результатов эффективного использования бюджетных ассигнований является снижение доли просроченных обязательств: кредиторская задолженность бюджета города Курска в 2007 году снизилась к уровню 2005 года в 6,2 раза.
Проект расходов бюджета города Курска формируется согласно расходным полномочиям и расходным обязательствам, включенным в реестр расходных обязательств муниципального образования «Город Курск». Введение учета бюджетных обязательств предписывает планировать средства и заключать договоры на те или иные цели с учетом фактической потребности учреждения, что, в свою очередь, способствует недопущению кредиторской задолженности, которая ранее могла возникать ввиду заключения договоров сверх имеющихся лимитов бюджетных обязательств, что в последующем приводило к взысканию долгов в судебном порядке.
Немаловажную роль в достижении эффективности использования бюджетных средств играет исполнение требований Федерального закона № 94-ФЗ, регулирующего процесс государственных (муниципальных) закупок. Так, например, при заключении муниципальных контрактов на закупку товаров, работ и услуг в 2007 году по итогам проведенных торгов в городе Курске экономия средств бюджета составила 23,8 млн. руб., что составляет более 7 % от первоначальной суммы, выставленной на торги.
Следует отметить следующие основные вопросы и проблемы, характерные для всех муниципальных образований, которые возникают при исполнении расходной части бюджета.
Одной из основных причин недостаточности средств бюджетов муниципальных образований является закрепление дополнительных вопросов местного значения без передачи соответствующих доходных источников. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ (в ред. от 20.04.2007г.) создание условий для развития малого предпринимательства отнесено к вопросам местного значения. Помимо этого, согласно другим федеральным законам, к компетенции муниципальных образований в течение 2004-2005 годов были отнесены вопросы по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке предприятий, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и другие.
Реализация дополнительно включаемых расходных полномочий требует дополнительных расходов местных бюджетов на их осуществление, что на практике приводит к нарушению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Вышеназванный Федеральный закон № 199-ФЗ предоставил органам местного самоуправления возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, за исключением осуществления дополнительных мер социальной поддержки и помощи для отдельных категорий граждан, которое не требует наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это участие.
Эти полномочия не являются обязанностью органов местного самоуправления, но и не являются основанием для выделения местным бюджетам дополнительных средств из вышестоящих бюджетов. Кроме того, право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Однако софинансирование за счет собственных средств бюджета города ряда таких социально значимых мероприятий, как предоставление субсидий на приобретение жилья молодым семьям, обеспечение равной доступности проезда в общественном транспорте и других расходов социального характера, приводит в конечном итоге к недофинансированию других расходных полномочий, возложенных на городские округа в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ.
Из областного бюджета также в недостаточном объеме выделяются средства на выполнение отдельных делегированных государственных полномочий. Так, Законом Курской области от 6 апреля 2007 года №25-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере трудовых отношений» органы местного самоуправления Курской области наделены соответствующими государственными полномочиями. Городскому округу «Город Курск» предусмотрено выделение субвенции из областного бюджета из расчета численности работников 3 единицы, что является крайне недостаточным для осуществления делегированных полномочий в связи с тем, что на территории областного центра зарегистрировано около 13 тысяч организаций и более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, основные проблемы, требующие решения:
— закрепление за муниципальными образованиями дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам доходных источников в объеме, достаточном для их решения;
— сохраняющийся разрыв между объемом законодательно закрепленных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;
— недостаточное выделение финансовых средств из вышестоящих бюджетов на выполнение государственных полномочий, предусмотренных законодательством;
— недостаточная мобилизация налоговых и неналоговых платежей в бюджет города (налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.).
Бюджетная политика Администрации города Курска определяется исходя из возможностей утвержденного бюджета города на соответствующий год. Доходная часть бюджета города формируется за счет:
— налоговых поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами в соответствии с нормами отчислений, установленными законодательством Российской Федерации и Курской области;
— неналоговых доходов, включающих: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в виде арендной платы; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
— безвозмездных поступлений, включающих перечисления в виде финансовой помощи из областного бюджета (в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных безвозмездных перечислений).
Исполнение бюджета города по доходам за 2007 год составило 3849,1 млн. руб., в том числе собственные доходы — 2439,9 млн. руб., безвозмездные поступления – 1409,2 млн. руб. Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов занимают налоговые доходы — 72 %; 28 % приходится на неналоговые доходы.
Исполнение собственных доходов за 2007 год составило 104,9 % к утвержденным годовым назначениям (2325,8 млн. руб.).
Налоговый потенциал бюджета города в основном формируется за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, объем поступлений которых в общей сумме налоговых доходов в 2007 году составил 46,4 %, 36,2 % и 13,2% соответственно.
По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы (без безвозмездных поступлений) бюджета города Курска в 2007 году возросли на 69,7 %, или на 997,5 млн. руб. руб., что обеспечено, в основном, ростом объема поступлений земельного налога (в 3,3 раза), налога на доходы физических лиц (на 35,2 %), а также ростом поступлений от продажи материальных и нематериальных активов (в 3,1 раза).
Рост поступлений земельного налога в 2007 году связан с увеличением с 1 января 2007 года кадастровой стоимости объектов налогообложения в среднем в 2,8 раза в соответствии с постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 г. № 234 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области»; налога на доходы физических лиц — с ростом заработной платы, в том числе работников бюджетных учреждений.
В то же время, увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу привело к несвоевременному исполнению обязательств рядом хозяйствующих субъектов и росту задолженности по данному доходному источнику перед бюджетом города Курска.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный налог должен взиматься с фактически используемых земельных участков (в том числе и тех, права на которые не оформлены), однако, согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. В результате после введения с 1 января 2006 года на территории города Курска земельного налога из-под налогообложения выпали фактически используемые земельные участки, документы на которые не оформлены. Данная ситуация существенно не изменилась и до настоящего времени.
В связи с этим эффективная мобилизация земельного налога связана, в первую очередь, с оформлением прав собственности на землю.
План поступлений налога на имущество физических лиц в бюджет города Курска за 2007 год, определенный в сумме 25,7 млн. руб., выполнен на 91%. Причиной невыполнения является отсутствие законодательно закрепленной обязанности правообладателя о постановке на учет объектов налогообложения (жилых домов, дач, квартир, гаражей) в органах технической инвентаризации. За последние три года сведения о большинстве зарегистрированных прав на эти объекты не попали в базу данных Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», в результате чего налоговые органы не могут направить всем собственникам имущества налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц.
Помимо изложенного, одной из проблем, влияющих на полноту привлечения налогоплательщиков к уплате налога на имущество физических лиц, является отсутствие регистрации построенных и фактически эксплуатируемых частных домов и коттеджей. Это объясняется тем, что действующим законодательством не установлены сроки, в которые застройщик обязан оформить право собственности на завершенный строительством жилой объект.
В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (46,9 % от общего объема неналоговых поступлений) и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (46,2 %).
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов получены, в основном, за счет реализации 51 объекта муниципальной собственности. Однако поступления по указанному доходному источнику имеют ограничения в связи с уменьшением количества объектов муниципальной собственности, подлежащих реализации. Так, в план (программу) приватизации муниципального имущества города Курска на 2008 год включено только 37 таких объектов.
Следует отметить, что увеличение количества реализуемых объектов муниципальной собственности, в свою очередь, приводит к снижению поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. Так, поступления от аренды имущества в 2007 году составили 108,8 млн. руб., что превышает уровень 2006 года на 6,1 млн. руб., при этом более 25,0 млн. руб. получено за счет увеличения базовой ставки арендной платы в отчетном году.
В целях взыскания в полном объеме поступлений арендных платежей в бюджет города в 2007 году в Арбитражный суд Курской области подано 34 исковых заявления о взыскании задолженности по арендной плате.
Основные направления расходования средств бюджета города Курска — социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, социальное обеспечение населения) и жилищно-коммунальное хозяйство. Исполнение бюджета города Курска по расходам за 2007 год составило 3582,3 млн. руб. В 2007 году на социальную сферу было выделено 1983,3 млн. руб., жилищно-коммунальное хозяйство — 1086,3 млн. руб. Удельный вес расходов на социальную сферу составил 55,4 %, жилищно-коммунальное хозяйство – 30,3 % от общего объема расходов.
Около 40 % в расходах бюджета города составляют расходы на выплату заработной платы с начислениями. Вместе с тем, за указанный период наблюдается положительная тенденция к увеличению удельного веса расходов бюджета города, направляемых не на текущие расходы, а на расходы капитального характера, в том числе на приобретение имущества, строительство объектов социально-культурного и коммунального назначения.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве, реформирование бюджетного процесса, начиная с 2008 года, направлено не только на обеспечение целевого использования бюджетных средств, но и на повышение эффективности управления бюджетными средствами и качество принимаемых решений при их использовании.
Одним из результатов эффективного использования бюджетных ассигнований является снижение доли просроченных обязательств: кредиторская задолженность бюджета города Курска в 2007 году снизилась к уровню 2005 года в 6,2 раза.
Проект расходов бюджета города Курска формируется согласно расходным полномочиям и расходным обязательствам, включенным в реестр расходных обязательств муниципального образования «Город Курск». Введение учета бюджетных обязательств предписывает планировать средства и заключать договоры на те или иные цели с учетом фактической потребности учреждения, что, в свою очередь, способствует недопущению кредиторской задолженности, которая ранее могла возникать ввиду заключения договоров сверх имеющихся лимитов бюджетных обязательств, что в последующем приводило к взысканию долгов в судебном порядке.
Немаловажную роль в достижении эффективности использования бюджетных средств играет исполнение требований Федерального закона № 94-ФЗ, регулирующего процесс государственных (муниципальных) закупок. Так, например, при заключении муниципальных контрактов на закупку товаров, работ и услуг в 2007 году по итогам проведенных торгов в городе Курске экономия средств бюджета составила 23,8 млн. руб., что составляет более 7 % от первоначальной суммы, выставленной на торги.
Следует отметить следующие основные вопросы и проблемы, характерные для всех муниципальных образований, которые возникают при исполнении расходной части бюджета.
Одной из основных причин недостаточности средств бюджетов муниципальных образований является закрепление дополнительных вопросов местного значения без передачи соответствующих доходных источников. Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005г. № 199-ФЗ (в ред. от 20.04.2007г.) создание условий для развития малого предпринимательства отнесено к вопросам местного значения. Помимо этого, согласно другим федеральным законам, к компетенции муниципальных образований в течение 2004-2005 годов были отнесены вопросы по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке предприятий, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и другие.
Реализация дополнительно включаемых расходных полномочий требует дополнительных расходов местных бюджетов на их осуществление, что на практике приводит к нарушению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Вышеназванный Федеральный закон № 199-ФЗ предоставил органам местного самоуправления возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, за исключением осуществления дополнительных мер социальной поддержки и помощи для отдельных категорий граждан, которое не требует наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это участие.
Эти полномочия не являются обязанностью органов местного самоуправления, но и не являются основанием для выделения местным бюджетам дополнительных средств из вышестоящих бюджетов. Кроме того, право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Однако софинансирование за счет собственных средств бюджета города ряда таких социально значимых мероприятий, как предоставление субсидий на приобретение жилья молодым семьям, обеспечение равной доступности проезда в общественном транспорте и других расходов социального характера, приводит в конечном итоге к недофинансированию других расходных полномочий, возложенных на городские округа в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ.
Из областного бюджета также в недостаточном объеме выделяются средства на выполнение отдельных делегированных государственных полномочий. Так, Законом Курской области от 6 апреля 2007 года №25-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере трудовых отношений» органы местного самоуправления Курской области наделены соответствующими государственными полномочиями. Городскому округу «Город Курск» предусмотрено выделение субвенции из областного бюджета из расчета численности работников 3 единицы, что является крайне недостаточным для осуществления делегированных полномочий в связи с тем, что на территории областного центра зарегистрировано около 13 тысяч организаций и более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, основные проблемы, требующие решения:
— закрепление за муниципальными образованиями дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам доходных источников в объеме, достаточном для их решения;
— сохраняющийся разрыв между объемом законодательно закрепленных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;
— недостаточное выделение финансовых средств из вышестоящих бюджетов на выполнение государственных полномочий, предусмотренных законодательством;
— недостаточная мобилизация налоговых и неналоговых платежей в бюджет города (налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.).
0 комментариев