1.1.2. Демографическая ситуация, уровень жизни и занятость населения
Демографическая ситуация
Тенденция сокращения численности населения, обусловленная отрицательными показателями естественного воспроизводства и повышением уровня смертности, наблюдавшаяся ранее, в последние 2 года изменилась в лучшую сторону. Население города ежегодно увеличивается.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее – Курскстат), численность населения города Курска увеличилась за 2006 год на 0,4 тыс. чел. и по состоянию на 1 января 2007 года составила 405,9 тыс. чел., за 2007 год — на 2,2 тыс. чел. и на 1 января 2008 года возросла до 408,1 тыс. чел.
Превышение смертности над рождаемостью продолжает сохраняться ( в 2007 году число умерших составило 5728 чел, родившихся – 4609 чел.), но оно компенсируется положительным сальдо миграции: естественное уменьшение населения за 2007 год составило 1119 чел., миграционный прирост — 3360 чел.
Коэффициент рождаемости увеличился за отчетный год на 10,7% и составил 11,4 родившихся на 1000 человек (лучший показатель среди областных центров Центрального федерального округа), коэффициент смертности снизился на 3,4%, естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 36,2%. В то же время, смертность превышает рождаемость в 1,2 раза. Имеет место высокая младенческая смертность (за 2007 год умерло 54 ребенка в возрасте до 1 года, рост по сравнению с 2006 годом на 31,7%). В структуре распределения умерших по причинам смертности отмечается высокая смертность от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований и внешних причин: случайных отравлений алкоголем, убийств и самоубийств.
Необходимо отметить, что длительное кризисное развитие процессов воспроизводства определяет неуклонное старение населения: удельный вес детей в возрасте до 15 лет в общей численности населения на 1 января 2008 года составляет 14,3%, населения старше трудоспособного возраста — 20,6%.
С 2007 года начата реализация муниципальной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2007-2010 годы», предусматривающей мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономической поддержке семей с детьми, снижению предотвратимой смертности и смертности в медицинских учреждениях.
Занятость населения
Численность населения трудоспособного возраста за 2006-2007 годы не изменилась и на 01.01.2008 г. составила 265,6 тыс. чел. Численность экономически активного населения города за 2007 год увеличилась на 2% и составила 220,5 тыс. чел. (расчетный показатель на базе статистических данных). Наблюдается изменение структуры занятых: увеличение численности работающих по таким видам экономической деятельности, как «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Транспорт и связь», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» и снижение численности работающих по таким видам, как «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Строительство».
Мероприятия по содействию эффективной занятости населения и стабилизации уровня безработицы в 2007 году осуществлялись в соответствии с программой содействия занятости населения города Курска на 2006-2008 годы, направленной на обеспечение реализации государственной политики занятости на территории города Курска и утвержденной в составе комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2006-2008 годы.
В 2006-2007 годах Администрацией города Курска совместно с ОГУ «Курский городской центр занятости населения» отслеживались вопросы занятости и безработицы. Число обращений граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства за 2006 год и 2007 год составляло 13100 ежегодно, численность трудоустроенных граждан — 10800 и 9900 человек соответственно. К концу декабря 2007 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 2846 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 2837 чел., имеющих статус безработного (на 14,8% меньше по сравнению с 2006 годом). Коэффициент напряженности на рынке труда за два года сократился с 1,25 до 0,8. Уровень зарегистрированной безработицы в городе сократился с 1,4% до 1,2% (одно из последних мест среди городов Центрального федерального округа). Самый низкий показатель уровня безработицы на уровне 0,35% зарегистрирован в городе Твери (первое место), самый высокий -1,5% в городе Воронеже (последнее место).
В 2006-2007 годах сохранялись диспропорции на рынке труда, характеризующиеся превышением предложения рабочей силы (35,6 тыс. чел) над спросом (26,2 тыс. чел.) на 9,4 тыс. чел., а также преобладанием потребности в рабочих специальностях высокой квалификации. Повысились требования работодателей к уровню квалификации кандидатов на рабочее место, а предложение рабочей силы не отвечает их требованиям, при этом уровень оплаты труда по предлагаемым вакансиям остается низким и не стимулирует мотивацию к труду у безработных граждан.
Уровень жизни
В целях создания предпосылок для сокращения дифференциации населения города по доходам, обеспечения исполнения нормативных правовых актов об основных направлениях государственной политики в области оплаты труда Администрацией города Курска в 2006-2007 годах в рамках работы Межведомственной комиссии по социально-экономическим вопросам города Курска и в рабочем порядке активно проводилась работа, направленная на обеспечение своевременной выплаты заработной платы и сокращение имеющейся задолженности по заработной плате, доведение заработной платы работников до уровня прожиточного минимума, установленного на территории Курской области. В 2008 году осуществляется контроль за ходом выполнения трехстороннего Соглашения между Администрацией Курской области, Общественной организацией «Федерация профсоюзных организаций Курской области» и Курским областным Союзом предпринимателей, которым определена минимальная заработная плата в Курской области в размере 3725 руб.
Важнейшим источником роста реальных доходов населения является заработная плата. Среднемесячная заработная плата одного работающего (без выплат социального характера) за 2007 год составила 9615,3 руб. и возросла по сравнению с 2006 годом на 29% (по Курской области темп роста среднемесячной заработной платы — 126,5%). По видам деятельности среднемесячная заработная плата одного работающего составила: «Обрабатывающие производства» – 8380 руб., «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 13957,5 руб., «Строительство» – 10104,4 руб., «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» – 8691,6 руб., «Транспорт и связь» – 10383,9 руб., «Образование» – 7230,6 руб., «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» – 7210,9 руб., «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» – 7024,6 руб. По итогам 2007 года среднемесячная заработная плата одного работающего в Курске в 1,4 раза меньше среднероссийского уровня.
Следует отметить, что по сравнению с областными центрами Центрального федерального округа России за 2007 год в крупных и средних организациях города Курска наблюдается самая низкая среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего (9955,5 руб.), самая высокая — в Ярославле (13785,4 руб.) и Липецке (13750,7 руб.). По темпам роста среднемесячной заработной платы к 2006 году (124,7%) город Курск занимает лишь десятое место.
Своевременность и полнота выплаты заработной платы, соблюдение в организациях города норм действующего трудового законодательства по оплате труда и его охраны находятся на постоянном контроле органов местного самоуправления города Курска.
По данным Государственной инспекции труда в Курской области, в результате проведенных в 2007 году проверок 1324 работодателей выявлено 13743 пункта нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Отсутствие в большинстве организаций города Курска аккредитованной аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения работников требованиям охраны труда, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты указывает на неудовлетворительную работу служб охраны труда. Кроме того, в нарушение трудового законодательства во многих организациях с численностью работающих свыше 50 человек отсутствуют штатные должности специалистов по охране труда.
В 2007 году расследовано 247 несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве, количество пострадавших со смертельным исходом составило 30 человек.
Учитывая факты выявленных нарушений, в целях обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности требуется усиление контроля за деятельностью служб охраны труда в организациях города, что также является социально значимым вопросом
В целом, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в демографической ситуации, занятости и уровне жизни населения сохраняются следующие основные проблемы:
— высокая естественная убыль населения города;
— высокая младенческая смертность и смертность населения от внешних причин;
— превышение предложения рабочей силы над спросом;
— снижение качества рабочей силы на регистрируемом рынке труда;
— низкий уровень оплаты труда по вакансиям, заявленным в службу занятости;
— недостаточно высокий уровень заработной платы в организациях города, ее дифференциация в различных сферах экономики;
— неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в организациях города;
— сохранение достаточно высокого уровня инфляции.
Тенденция сокращения численности населения, обусловленная отрицательными показателями естественного воспроизводства и повышением уровня смертности, наблюдавшаяся ранее, в последние 2 года изменилась в лучшую сторону. Население города ежегодно увеличивается.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее – Курскстат), численность населения города Курска увеличилась за 2006 год на 0,4 тыс. чел. и по состоянию на 1 января 2007 года составила 405,9 тыс. чел., за 2007 год — на 2,2 тыс. чел. и на 1 января 2008 года возросла до 408,1 тыс. чел.
Превышение смертности над рождаемостью продолжает сохраняться ( в 2007 году число умерших составило 5728 чел, родившихся – 4609 чел.), но оно компенсируется положительным сальдо миграции: естественное уменьшение населения за 2007 год составило 1119 чел., миграционный прирост — 3360 чел.
Коэффициент рождаемости увеличился за отчетный год на 10,7% и составил 11,4 родившихся на 1000 человек (лучший показатель среди областных центров Центрального федерального округа), коэффициент смертности снизился на 3,4%, естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 36,2%. В то же время, смертность превышает рождаемость в 1,2 раза. Имеет место высокая младенческая смертность (за 2007 год умерло 54 ребенка в возрасте до 1 года, рост по сравнению с 2006 годом на 31,7%). В структуре распределения умерших по причинам смертности отмечается высокая смертность от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований и внешних причин: случайных отравлений алкоголем, убийств и самоубийств.
Необходимо отметить, что длительное кризисное развитие процессов воспроизводства определяет неуклонное старение населения: удельный вес детей в возрасте до 15 лет в общей численности населения на 1 января 2008 года составляет 14,3%, населения старше трудоспособного возраста — 20,6%.
С 2007 года начата реализация муниципальной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2007-2010 годы», предусматривающей мероприятия по повышению рождаемости, социально-экономической поддержке семей с детьми, снижению предотвратимой смертности и смертности в медицинских учреждениях.
Занятость населения
Численность населения трудоспособного возраста за 2006-2007 годы не изменилась и на 01.01.2008 г. составила 265,6 тыс. чел. Численность экономически активного населения города за 2007 год увеличилась на 2% и составила 220,5 тыс. чел. (расчетный показатель на базе статистических данных). Наблюдается изменение структуры занятых: увеличение численности работающих по таким видам экономической деятельности, как «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «Транспорт и связь», «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» и снижение численности работающих по таким видам, как «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Строительство».
Мероприятия по содействию эффективной занятости населения и стабилизации уровня безработицы в 2007 году осуществлялись в соответствии с программой содействия занятости населения города Курска на 2006-2008 годы, направленной на обеспечение реализации государственной политики занятости на территории города Курска и утвержденной в составе комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2006-2008 годы.
В 2006-2007 годах Администрацией города Курска совместно с ОГУ «Курский городской центр занятости населения» отслеживались вопросы занятости и безработицы. Число обращений граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства за 2006 год и 2007 год составляло 13100 ежегодно, численность трудоустроенных граждан — 10800 и 9900 человек соответственно. К концу декабря 2007 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 2846 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 2837 чел., имеющих статус безработного (на 14,8% меньше по сравнению с 2006 годом). Коэффициент напряженности на рынке труда за два года сократился с 1,25 до 0,8. Уровень зарегистрированной безработицы в городе сократился с 1,4% до 1,2% (одно из последних мест среди городов Центрального федерального округа). Самый низкий показатель уровня безработицы на уровне 0,35% зарегистрирован в городе Твери (первое место), самый высокий -1,5% в городе Воронеже (последнее место).
В 2006-2007 годах сохранялись диспропорции на рынке труда, характеризующиеся превышением предложения рабочей силы (35,6 тыс. чел) над спросом (26,2 тыс. чел.) на 9,4 тыс. чел., а также преобладанием потребности в рабочих специальностях высокой квалификации. Повысились требования работодателей к уровню квалификации кандидатов на рабочее место, а предложение рабочей силы не отвечает их требованиям, при этом уровень оплаты труда по предлагаемым вакансиям остается низким и не стимулирует мотивацию к труду у безработных граждан.
Уровень жизни
В целях создания предпосылок для сокращения дифференциации населения города по доходам, обеспечения исполнения нормативных правовых актов об основных направлениях государственной политики в области оплаты труда Администрацией города Курска в 2006-2007 годах в рамках работы Межведомственной комиссии по социально-экономическим вопросам города Курска и в рабочем порядке активно проводилась работа, направленная на обеспечение своевременной выплаты заработной платы и сокращение имеющейся задолженности по заработной плате, доведение заработной платы работников до уровня прожиточного минимума, установленного на территории Курской области. В 2008 году осуществляется контроль за ходом выполнения трехстороннего Соглашения между Администрацией Курской области, Общественной организацией «Федерация профсоюзных организаций Курской области» и Курским областным Союзом предпринимателей, которым определена минимальная заработная плата в Курской области в размере 3725 руб.
Важнейшим источником роста реальных доходов населения является заработная плата. Среднемесячная заработная плата одного работающего (без выплат социального характера) за 2007 год составила 9615,3 руб. и возросла по сравнению с 2006 годом на 29% (по Курской области темп роста среднемесячной заработной платы — 126,5%). По видам деятельности среднемесячная заработная плата одного работающего составила: «Обрабатывающие производства» – 8380 руб., «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 13957,5 руб., «Строительство» – 10104,4 руб., «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» – 8691,6 руб., «Транспорт и связь» – 10383,9 руб., «Образование» – 7230,6 руб., «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» – 7210,9 руб., «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» – 7024,6 руб. По итогам 2007 года среднемесячная заработная плата одного работающего в Курске в 1,4 раза меньше среднероссийского уровня.
Следует отметить, что по сравнению с областными центрами Центрального федерального округа России за 2007 год в крупных и средних организациях города Курска наблюдается самая низкая среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего (9955,5 руб.), самая высокая — в Ярославле (13785,4 руб.) и Липецке (13750,7 руб.). По темпам роста среднемесячной заработной платы к 2006 году (124,7%) город Курск занимает лишь десятое место.
Своевременность и полнота выплаты заработной платы, соблюдение в организациях города норм действующего трудового законодательства по оплате труда и его охраны находятся на постоянном контроле органов местного самоуправления города Курска.
По данным Государственной инспекции труда в Курской области, в результате проведенных в 2007 году проверок 1324 работодателей выявлено 13743 пункта нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Отсутствие в большинстве организаций города Курска аккредитованной аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения работников требованиям охраны труда, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты указывает на неудовлетворительную работу служб охраны труда. Кроме того, в нарушение трудового законодательства во многих организациях с численностью работающих свыше 50 человек отсутствуют штатные должности специалистов по охране труда.
В 2007 году расследовано 247 несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве, количество пострадавших со смертельным исходом составило 30 человек.
Учитывая факты выявленных нарушений, в целях обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности требуется усиление контроля за деятельностью служб охраны труда в организациях города, что также является социально значимым вопросом
В целом, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в демографической ситуации, занятости и уровне жизни населения сохраняются следующие основные проблемы:
— высокая естественная убыль населения города;
— высокая младенческая смертность и смертность населения от внешних причин;
— превышение предложения рабочей силы над спросом;
— снижение качества рабочей силы на регистрируемом рынке труда;
— низкий уровень оплаты труда по вакансиям, заявленным в службу занятости;
— недостаточно высокий уровень заработной платы в организациях города, ее дифференциация в различных сферах экономики;
— неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в организациях города;
— сохранение достаточно высокого уровня инфляции.
0 комментариев