3.2.11. Демография, занятость и уровень жизни населения

Демографическая ситуация

Основные приоритетные направления демографической политики, определенные на государственном и муниципальном уровне:
— создание условий по повышению рождаемости и социально-экономической поддержке семей с детьми;
— реализация мероприятий по снижению предотвратимой смертности и смертности в медицинских учреждениях;
— привлечение в город квалифицированной иностранной рабочей силы и соотечественников, проживающих за рубежом;
— реализация мер по снижению негативного влияния на демографические процессы (жилищная проблема молодых семей, материальное положение семей, безработица).

Благодаря реализуемой государственной демографической и миграционной политике в 2009-2013 годах ожидается дальнейшее увеличение численности населения города.
Органами местного самоуправления города Курска в пределах своей компетенции также будут приниматься меры, направленные на снижение смертности и увеличение рождаемости в областном центре путем продолжения реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2007-2010 годы». На среднесрочный период 2011-2013 годов планируется разработать аналогичную целевую программу.

Ожидаемый эффект от реализации мероприятий программ — повышение уровня рождаемости с 11,9 в 2009 году до 13,1 в 2013 году, снижение коэффициента смертности с 14,2 до 12,6, снижение младенческой смертности до 8,5-9 на тысячу родившихся живыми, снижение смертности в трудоспособном возрасте на 20-25%.
Ожидается, что к 2013 году коэффициент рождаемости превысит коэффициент смертности в 1,04 раза.

Механическое движение населения в 2009-2013 годах, предположительно, будет характеризоваться превышением числа прибывающих над числом выбывающих из города. Согласно проекту областной целевой программы по оказанию содействия добровольному переселению в Курскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008-2013 годы город Курск определен территорией вселения бывших соотечественников. Реализация мероприятий программы приведет к ежегодному миграционному приросту в среднем на 3,6 тыс. чел. (данные приведены в таблице 3.5.).

Занятость населения

Основными задачами в сфере занятости населения и защиты от безработицы являются:
— создание условий для развития рынка труда, содействие занятости населения;
— создание условий для повышения трудовой активности, предприимчивости, деловой инициативы и самозанятости населения;
— создание условий по увеличению количества рабочих мест, в том числе при выполнении общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних.
В 2009-2013 годах численность занятых в экономике города Курска будет увеличиваться за счет роста среднесписочной численности работающих и в 2013 году может превысить 211 тыс. чел. Доля трудоспособ-ного населения в общей численности сохранится на уровне 65%.

ОГУ «Курский городской центр занятости населения» разработан комплекс мероприятий, направленных на обеспечение потребности рынка труда города Курска рабочей силой, реализацию интересов двух состав-ляющих рынка труда — спроса и предложения и смягчения напряженности на рынке труда.

В 2009 году сложившаяся ситуация на рынке труда предположительно останется без изменений: тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом сохранится. Сохранится ранее достигнутая стабилизация числа занятых в экономике города, главным образом, в малом бизнесе, сфере финансов, кредитования, сфере обслуживания, легкой промышленности. Продолжится процесс перераспределения рабочей силы между матери-альным производством и непроизводственной сферой, между государственным сектором экономики и негосударственным.

В 2009 году на рынке труда может оказаться 35,5 тыс. человек (лица, вы-свобожденные в связи с ликвидацией и реорганизацией предприятий; нетрудоустроенные выпускники учебных заведений; лица, прекратившие обучение в возрасте 16-18 лет; незанятая молодежь; лица, уволенные из Вооруженных Сил). Число зарегистрированных безработных на конец 2009 года составит 2,2 тыс. чел. В среднем, уровень безработицы не превысит 1% (таб-лица 3.6.).

Рынок труда города, как и прежде, будет ориентирован на рабочие профессии (около 90% всех вакансий). При этом наиболее востребованными для замещения свободных рабочих мест будут как работники без специальной подготовки с низким уровнем заработной платы (грузчики, сторожа, дворники), так и высокой квалификации (штукатуры-маляры, плотники, столяры, каменщики, сварщики, токари, фрезеровщики).

В 2009-2013 годах основными мероприятиями содействия занятости населения будут профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников; организация общественных работ; содействие развитию предпринимательства и организации самостоятельной занятости; содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы: молодежи, женщин, инвалидов, лиц предпенсионно-го возраста, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В 2009-2013 годах в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства может поступать ежегодно 10,8 тыс. обращений, а трудоустроено около 8 тыс. чел. В этот же период планируется ежегодное проведение 20 ярмарок вакансий в год (таблица 3.7.).
Организация временных работ позволит трудоустраивать ежегодно 4 тыс. человек, общественных работ – 1200 человек. Предположительно, на профессиональное обучение и переобучение будет направляться ежегодно по 550 безработных. На период до 2013 года пособие по безработице будут получать 7,8 тыс. чел. ежегодно.
Общий объем финансирования на реализацию комплекса мероприя-тий по содействию занятости населения на 2009-2013 годы составляет 305035,1 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета — 299785,1 тыс. руб., собственные средства предприятий — 5250 тыс. руб.

Уровень жизни

Одной из главных задач проекта концепции Стратегии развития России до 2020 года является улучшение качества жизни населения, рост реальных денежных доходов.
Основными направлениями работы по увеличению доходов насе-ления и улучшению уровня жизни будут:
— повышение эффективности действующей системы социального партнерства;
— доведение заработной платы работников организаций города до средней величины заработной платы, сложившейся по видам экономической деятельности;
— реализация мероприятий, направленных на ликвидацию просроченной задолженности по выплате заработной платы;
— взаимодействие с органами исполнительной власти Курской области по вопросам реализации государственных полномочий в сфере трудовых отношений.

Рост заработной платы в среднесрочном периоде в Курске, как и в стране, будет поддерживаться осуществлением мер по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, прежде всего, доведению ми-нимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособно-го населения. Увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года до 4330 руб. ускорит темпы роста заработной платы в 2009 году. За 2009-2013 годы номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника по городу Курску возрастет более, чем в 2,9 раза. Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать введение новых систем оплаты труда, предусматривающих более широкие права бюджетных учреждений в распоряжении средствами на оплату труда с целью стимулирования высоких конечных результатов их деятельности.

Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы со-здаст условия для достижения более высоких темпов роста заработной платы. Предполагается, что действие новых систем оплаты труда в бюджетной сфере и более высокая, чем темпы инфляции, индексация минимального размера оплаты труда позволят, как минимум, сохранить, а в ряде секторов улучшить соотношение заработной платы работников бюджетной сферы и средней по экономике.

0 комментариев

Чтобы оставлять комментарии, нужно или зарегистрироваться.