1.2. Итоговый SWOT – анализ развития города Курска
Комплексный анализ социально-экономического развития города Курска, анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оказывающих влияние на развитие города, являются базой для определения основных целей и приоритетов дальнейшего развития областного центра.
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
---|---|---|
— Центральное географическое положение в Европейской части России, благоприятные природно-климатические условия. — Административный центр Курской области, развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов. — Наличие инфраструктуры и резервов мощностей для развития промышленности — Устойчивый ежегодный рост количества субъектов малого предпринимательства. — Положительная динамика снижения доли убыточных предприятий в общем числе предприятий (с 38,7 % в 2006 г. до 26,5 % в 2007 г.) — Рост деловых коммуникаций с другими городами России, городами-партнерами из дальнего и ближнего зарубежья. — Быстро обновляемая система телекоммуникаций. — Развитый потребительский рынок (оборот розничной торговли составляет 75 % регионального). — Развитая система финансово-кредитных и страховых организаций. — Устойчивый рост налоговых и неналоговых доходов бюджета. — Высокий градостроительный потенциал, наличие генерального плана города и нормативно-правовой базы. — Устойчивый рост ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования. — Наличие международного аэропорта. — Положительная динамика прироста населения в 2006-2007 г.г. Увеличение рождаемости. — Высокая доля населения в трудоспособном возрасте. — Рост доли подростков и молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в структуре населения. — Развитая образовательная база. — Развитые культурные потребности жителей города. — Успешно работающая система социальной поддержки. — Наличие достаточного количества водных ресурсов. — Наличие природных рекреационных зон. — Низкий уровень социальной конфликтности населения. | — Неполная загрузка производственных мощностей ведущих промышленных предприятий. — Низкий уровень диверсификации промышленного производства. — Недостаточный объем инвестиций в основной капитал для обеспечения необходимого обновления основных фондов. — Дефицит высококвалифицированных рабо- чих массовых профессий. — Эксплуатация специализированными орга-низациями, осуществляющими пассажирские перевозки, транспортных средств, имеющих высокую степень износа. — Неравномерное распределение плотности маршрутной сети и ограниченные пропускные возможности городских магистралей. — Недостаточные инвестиции в содержание и развитие транспортной инфраструктуры. — Высокий уровень износа инженерных коммуникаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основных фондов в учреждениях социальной сферы. — Высокий уровень загрязнения воздуха. — Неудовлетворительное качество воды в водоемах. — Наличие территорий, подверженных подтоплению грунтовыми водами. — Запущенное состояние городских лесов, стихийное образование несанкционированных свалок. — Рост числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете. — Отсутствие сформированных инвестиционных площадок под комплексную жилую застройку. — Отсутствие объектов социальной сферы в районах новой застройки. — Недостаток спортивных сооружений, спортивных площадок по месту жительства для занятий физической культурой широких слоев населения. — Невысокий уровень участия молодых людей в общественно-политической жизни города. — Высокий уровень зарегистрированной безра- ботицы среди областных центров Центрального федерального округа. — Превышение смертности над рождаемостью — Уровень среднемесячной заработной платы одного работающего (самый низкий среди городов Центрального федерального округа). — Недофинансирование на протяжении последних лет программы госгарантий в системе здравоохранения. — Высокая степень заболеваемости населения. — Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, рост числа нуждающихся в местах в системе дошкольного образования. — Несоответствие состава и оснащения подразделений пожарной охраны города развивающейся инфраструктуре и нормативным требованиям. | |
Возможности (О) | Угрозы (Т) | |
— Вовлечение в работу существующих резервов производственных мощностей. — Возможность развития технопарковых структур. — Реструктуризация существующих предприятий, внедрение инновационных технологий, сокращение издержек, ресурсосбережение и повышение добавленной стоимости, обеспечивающие конкурентоспособность продукции. — Улучшение предпринимательского климата. — Поддержка инновационных малых предприятий. — Расширение междугородних и международных контактов. — Реализация Федеральных законов «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «О концессионных соглашениях» в целях строительства, модернизации и реконструкции сетей коммунальной инфраструктуры. — Ликвидация дефицита питьевой воды в отдельных микрорайонах города. — Улучшение санитарно-эпидемиологичес- кой обстановки. — Создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. — Создание необходимых транспортных развязок. Строительство моста через реку Тускарь. — Увеличение на пассажирских маршрутах автобусов большой вместимости. — Привлечение квалифицированных тру- довых ресурсов за счет миграционного притока из других регионов РФ и стран СНГ. — Увеличение охвата молодежи социально-значимыми проектами и мероприятиями. — Создание условий для развития частно-государственного партнерства в социальной сфере. — Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов в сфереобразования, здравоохранения, строительства доступного жилья. — Развитая система ипотечного кредитования строительства жилья. — Строительство и реконструкция зданий детских садов. — Улучшение качества медицинской помощи, снижение уровня болезненности и заболеваемости населения. — Развитие туризма и культурно-досугового бизнеса. — Выявление и поддержка одаренных детей. — Реализация федеральных и региональных целевых программ. | — Техническое и технологическое отставание многих производств от развитых стран вследствие слабого развития инновационного и инвестиционного процессов; низкие темпы роста инвестиционной привлекательности. — Сохранение структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. — Сохранение угрозы экологической безопас- ности города Курска из-за высокой изношенности инженерной инфраструктуры города, деятельности промышленных предприятий и недофинансирования природоохранных мероприятий. — Негативные последствия от предоставления населению жилищно-коммунальных услуг с нарушением установленных действующим законодательством норм и правил. — Рост цен на рынке жилья, стоимости жилищно-коммунальных, транспортных услуг. Рост темпов инфляции. — Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям автомобилизации. — Рост правонарушений среди несовершеннолетних. — Рост числа школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья. — Негативное влияние информационной среды и массовой культуры на морально-нравственные устои подрастающего поколения. — Сохранение разрыва между объемом законодательно закрепленных обязательств и объемом фактически имеющихся ресурсов. — Зависимость бюджета развития города от финансирования из вышестоящих уровней бюджетной системы РФ. |
0 комментариев