1.1.5. Образование

Муниципальная система образования характеризуется многообразием типов и видов подведомственных учреждений и включает в себя:
— 60 дневных общеобразовательных учреждений, из них: 1 лицей, 3 гимназии и 15 школ с углубленным изучением отдельных предметов;
— 2 вечерние (сменные) общеобразовательные школы;
— 1 прогимназию;
— 10 учреждений дополнительного образования;
— 65 дошкольных образовательных учреждений;
— 7 учреждений, обеспечивающих функционирование системы образования.
В общеобразовательных учреждениях города обучается 38089 школьников.

В Курске создана дифференцированная образовательная сеть. С 1 сентября 2006 года осуществлен переход на предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов всех школ. На базе общеобразовательных учреждений функционируют 143 класса с углублённым изучением отдельных предметов, 137 профильных классов, 18 кадетских классов, 86 специальных (коррекционных) классов VII вида.

Развитая сеть общеобразовательных учреждений позволяет в положительной динамике решать вопрос качества общеобразовательной подготовки обучающихся. Одним из показателей качества образовательной деятельности являются результаты участия школьников в олимпиадах по общеобразовательным предметам различного уровня.

В 2007 году победителями и призерами 2-го этапа Всероссийской олимпиады стали 256 учащихся, в 3-ем этапе учащиеся школ города заняли 93 призовых места, в том числе 7 учащихся заняли призовые места по двум предметам. В целях поддержки и поощрения одаренных детей 35 учащихся получали стипендии Губернатора Курской области и 96 учащихся — стипендии главы Администрации города Курска.
Общеобразовательные учреждения и педагогические работники города Курска активно участвуют в реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В 2006 году в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы, победителями признаны коллективы гимназий №№ 4, 44, лицея № 2, школ №№6, 57, в 2007 году — школ №№7, 27, 31, 59, 18, ставших обладателями миллионных грантов. Полученные средства направлены на оснащение образовательного процесса. Приобретены компьютерные классы, интерактивные аппаратно-программные комплексы, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия, учебная мебель.

Почти пятая часть школьников занимается во вторую смену. В 2011 году ожидается увеличение количества детей, обучающихся во 2-ю смену, в связи с увеличением в 1,9 раза по отношению к 2008 году количества первоклассников. Самые низкие показатели обеспеченности общеобразовательными учреждениями наблюдаются в центральной части города и микрорайонах интенсивной жилой застройки, в связи с чем требует решения вопрос строительства школ в Северном жилом районе, в Юго-западном микрорайоне №2 (по проспекту Клыкова), а также 2-ой очереди школы №5 по улице Мирной. В 2010 году планируется строительство пристройки к школе №19, что позволит принять дополнительное количество учащихся.

Получила дальнейшее развитие система дошкольного образования. В 2007 году дополнительно открыто 11 групп, в которые зачислены 255 детей, принят в муниципальную собственность детский сад от Курского ОАО «Прибор» на 215 мест. Сдан в эксплуатацию детский сад №135 по ул. Мыльникова. В 2008 году ведется работа по возврату бывших зданий детских дошкольных образовательных учреждений, ранее переданных различным учреждениям.

Детские дошкольные образовательные учреждения посещают около 13 тысяч детей. В них функционируют специальные группы для детей с нарушениями речи, заболеваниями опорно-двигательной системы, пищеварительного тракта, тяжелыми нарушениями зрения, задержкой психического развития, функционируют отдельные дошкольные учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией.

Самой острой проблемой в дошкольном образовании является сложившийся дефицит мест в детских дошкольных учреждениях, что нарушает реализацию одного из основных положений Федерального закона «Об образовании» — общедоступности дошкольного образования. Очередь на обеспечение детей местами в детские сады насчитывает свыше 11 тысяч человек. Потребность в детских дошкольных учреждениях имеется не только в микрорайонах новой жилой застройки (проспекты Победы, Клыкова, Хрущева), но и в существующих микрорайонах: пос. Волокно, привокзальной части Железнодорожного округа.

Большинство зданий образовательных учреждений требуют проведения капитального ремонта. Недостаточное финансирование отрасли не обеспечивает проведение необходимых ремонтных работ в полном объеме, в связи с чем техническое состояние многих зданий образовательных учреждений и жизнеобеспечивающих систем (отопление, водоснабжение, канализация) не соответствует санитарным требованиям.

В целях обеспечения безопасных условий муниципальных образовательных учреждений города в 2006 году утверждена муниципальная целевая программа «Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Курска» на 2005-2008 годы. В ходе ее реализации проведена работа по обеспечению противопожарной безопасности: 96 образовательных учреждений оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в 69-ти установлена голосовая система оповещения о пожаре, 75 оснащены «тревожной» кнопкой, в 10-ти установлена система видеонаблюдения. На выполнение мероприятий программы в 2006-2007 годах необходимо было выделить средства бюджета города в сумме 99,9 млн. руб., фактически выделено 30,2 млн. руб., что составляет 30,2% от потребности.

Недостаточное финансирование не позволило установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему голосового оповещения о пожаре и «тревожную» кнопку во всех образовательных учреждениях города.
В муниципальной системе образования работает свыше 12 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. педагогических работников. Квалификационные категории получили 5,7 тыс. педагогов, в том числе 1,2 тыс. — высшую категорию, 2,5 тыс. — I категорию, 2 тыс. – II категорию. Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присвоено 36 педагогическим работникам.

Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника муниципальных образовательных учреждений составила в 2007 году 6763 руб., что на 32 % меньше уровня средней заработной платы работников по городу. Низкий уровень заработной платы является основной причиной нежелания молодых специалистов работать в этой отрасли. В настоящее время в системе образования работает около 12% педагогических работников пенсионного возраста.

Таким образом, основными проблемами образовательной системы города Курска являются:
— недостаточное ресурсное обеспечение отрасли;
— недостаточная обеспеченность образовательными учреждениями;
— низкий уровень заработной платы работников образования.

0 комментариев

Чтобы оставлять комментарии, нужно или зарегистрироваться.